13.01.2008Спросите у любого жителя Германии, с чем ассоциируется у них название города Фленсбург в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн – и услышите в ответ: Verkehrss?nderdatei
- с картотекой „водителей-грешников“ - или, как она называется официально, Центральной картотекой Федерального ведомства автодорожного транспорта. В начале января этой не слишком популярной среди немцев организации исполнилось полвека. В банк данных во Фленсбурге заносятся сведения о нарушениях правил дорожного движения, а также штрафные пункты, которые получают водители. То есть за „грехи“ на дороге водителей в Германии наказывают не только денежными штрафами, но и штрафными пунктами. Если их на счету у автомобилиста набирается более семнадцати, он лишается водительских прав. А набрать „критическую массу“ не так уж и трудно, достаточно несколько раз всерьез превысить ограничение скорости или пару раз попасться в нетрезвом состоянии за рулем (кстати, если содержание алкоголя в крови составляет более 1,1 промилле, то прав можно лишиться сразу и навсегда).
Немецкая система накопления пунктов – старейшая в мире. За первый год существования фленсбургской картотеки, открытой в январе 1958 года, было зарегистрировано 810 тысяч нарушителей. Любопытно, что до середины 70-х годов прошлого века все водители в ФРГ, которые состояли на учете во Фленсбурге:
…официально считались людьми, совершившими преступление, то есть имевшими в прошлом судимость. Лишь в 1974 году нарушения правил дорожного движения перевели в разряд административных нарушений, тогда же ввели и действующую поныне систему пунктов, претерпевшую с тех пор ряд существенных изменений.
- вспоминает Ханс-Карл Петерзен, работающий над составлением картотеки во Фленсбурге уже более тридцати лет. Сегодня картотека содержит сведения о более чем 55 с половиной миллионах зарегистрированных в Германии легковых автомобилях, а также почти о восьми с половиной миллионах проштрафившихся водителей. Причем в последнее время число нарушений возрастает год от года. Одна из причин – ужесточившийся контроль на дорогах, говорит пресс-секретарь германского Федерального ведомства автодорожного транспорта Штефан Иммен:
Ведь возросло общее количество автомобилей на улицах. Кроме того, в список нарушений, за которые полагаются пункты, сравнительно недавно - с 2004 года - входят и разговоры по сотовому телефону за рулем.
Наибольшее число штрафных „очков“ водители в Германии получают за превышение скорости:
На втором месте у мужчин – езда в нетрезвом состоянии, у женщин – несоблюдение права преимущественного проезда.
К сказанному стоит добавить, что 80 процентов от общего числа нарушителей составляют мужчины, Это при том, что в Германии у подавляющего большинства женщин, как и мужчин, есть водительские права.
Утреннее движение в Гамбурге. Час пик. На первый взгляд, все едут по правилам. Но давайте побеседуем с водителями машин, остановившихся у ближайшего светофора:
M: Да один раз я слишком разогнался… M: Пару лет назад я получил во Фленсбурге восемь пунктов, думаю, с того времени их уже списали. Ж: Меня тоже фотографировали. Сколько у меня накопилось пунктов, точно сказать не могу М: Да, я настоящий грешник, к тому же еще и страдалец. На настоящий момент у меня 14 пунктов, о деньгах отданных на погашение штрафов я лучше умолчу. Думаю, многие сотрудники ведомства во Фленсбурге могли бы купить к пятидесятилетию своей конторы букет цветов за мой счет.
Денежные штрафы, кстати, с 1 января в Германии существенно увеличились. Да и заработать штрафные пункты стало значительно проще. Для каждого вида нарушения транспортным ведомством предусмотрено соответствующее наказание. Так, например:
…если вашу машину сфотографировали, когда вы проехали на красный свет, и „красная фаза“ светофора к тому моменту уже длилась одну секунду или более – вы сходу получаете четыре пункта. Если вас застали с мобильным телефоном за рулем, вы получаете один пункт, но если вы при этом совершили еще одно нарушение или произошла авария, то один пункт превращается в семь.
- указывает пресс-секретарь транспортного ведомства Штефан Иммен. Сразу семь пунктов рискует получить и тот горе-водитель, который не оставит записки со своим именем и телефоном после того, как поцарапает или каким-либо образом повредит чужую припаркованную машину. Все те, у кого на „счету“ во Фленсбурге набирается 14 пунктов, обязаны пройти специальный курс по правилам дорожного движения и вождению. Один из таких „счастливчиков“ иронизирует:
Я уже весь в предвкушении. С особенным нетерпением жду совместной поездки с экзаменатором, которая продлится ни много, ни мало 135 минут. Для того чтобы скрасить незваному попутчику наше совместное путешествие, я поставлю симфоническую музыку или что-нибудь наподобие...
Пункты проштрафившиеся водители получают далеко не на всю жизнь. Обычно штрафные „баллы“ полученные за превышение скорости списываются уже через пару лет. Однако если нарушения привели к аварии, то уничтожение пунктов может продлиться пять, в худшем случае, десять лет. Тут необходимо добавить, что списываются пункты лишь при условии безупречной езды на протяжении всего этого срока. Но отделаться от „балласта“ во Фленсбурге, по крайней мере, частично, водители могут и гораздо быстрее:
Избавиться от пунктов вы можете добровольно посетив специальный курс по правилам дорожного движения. Сколько конкретно „очков“ вам за это простят, зависит от того, сколько грехов накопилось на вашем „счету“. Если у вас менее девяти пунктов, то за добровольное посещение курса вам сократят четыре пункта.
Если же их скопилось от девяти до тринадцати, то прощаются всего два пункта. Ну а с четырнадцати, как уже говорилось, посещение специального курса обязательно – отказ от него грозит лишением прав.
Стоит упомянуть и о том, что у пятой части всех зарегистрированных нарушителей во фленсбургской картотеке пунктов нет и вовсе. К ним относятся люди, которые не имеют водительских прав, но, тем не менее, попавшиеся за рулем, а также проштрафившиеся велосипедисты и пешеходы. И все же получить пункты можно и вовсе не будучи водителем. Экхард Цинке, глава Федерального ведомства автодорожного транспорта, рассказал журналистам, что несколько пунктов получил один фермер, перегонявший ночью через проезжую часть своих, как выразился чиновник, „неосвещенных“ надлежащим образом свиней. Экхард Цинке сознался, что и сам как-то раз получил штрафное «очко» за слишком быструю езду, но добавил, что сам факт наказания имел для него важное воспитательное значение.
Основанная пятьдесят лет назад во Фленсбурге картотека водителей-грешников была первым ведомством такого рода в мире. Впоследствии многие страны мира переняли введенную в Германии систему учета нарушителей, во многих случаях сделав наказание еще более суровым. К примеру, в Испании водитель может получить пункты только за то, что выбросил из окна сигарету. В Чехии подобную картотеку открыли прошлым летом, но уже сейчас в ней заведены „досье“ почти на 75 тысяч водителей.
ATMO Штраус
Под эту хорошо знакомую российскому слушателю, а точнее телезрителю, музыку Рихарда Штрауса в прошлый четверг в Дели индийский концерн Tata представил на крупнейшей индийской автовыставке «Автоэкспо 2008» самый дешевый автомобиль в мире стоимостью в две с половиной тысячи долларов:
Это не концепткар и не прототип – а реальный серийный автомобиль…
- заверил присутствующих глава компании Ратан Тата. О серьезности намерений концерна и его финансовых возможностях говорит и тот факт, что в настоящий момент Тата наиболее реальный претендент на покупку у американского „Форда“ знаменитых британских фирм Jaguar и Land-Rover. Выступая на нынешнем автошоу в Дели, Ратан Тата выразил надежду на то, что новый микромобиль сделает индийские дороги более безопасными. По словам Таты, идея создать сверхбюджетную машину пришла ему в голову, когда на одной из улиц он увидел семью из четырех человек, едущую на мотоцикле. Несмотря на то, что индийский авторынок переживает настоящий бум, до сих пор лишь семь из тысячи индийцев могут позволить себе иметь автомобиль.
За последние пару лет о налаживании производства настоящих «народных автомобилей» уже объявили практически все мировые автоконцерны - Toyota, Volkswagen, Honda, Fiat и другие. Но до сих пор ни один из них не решался на создание столь дешевого автомобиля как Tata. Насколько успешным может стать такой проект, продемонстрировал концерн Renault-Nissan со своим бюджетным седаном Logan. Правда, ценовая категория, к которой относится или, лучше сказать, которую создала модель Тата Nano, – на порядок ниже „Логана“. Поэтому Renault совместно с индийским конкурентом компании Tata - копманией Bajaj Auto - уже разрабатывает автомобиль за три тысячи долларов.
Итак, поподробнее о „микро-чуде“ из Индии. Длина машины - чуть больше трех метров, ширина - полтора, высота - метр шестьдесят. Габариты Тата-Nano чуть меньше, чем у малолитражного автомобиля Maruti 800, который выпускается на госпредприятии и был создан при участии японского концерна Suzuki. Тем не менее, по заверениям производителя, салон Nano на 20 процентов просторней, чем у Maruti. В 80-х годах прошлого века в минимобиль Maruti 800 многие индийцы пересели с мотороллеров и моторикш. Теперь на эту роль претендует Tata Nano, оснащенная алюминиевым бензиновым двухцилиндровым двигателем объемом в 623 куб.см и мощностью в 33 л.с. У автомобиля тридцатилитровый топливный бак и четырехскоростная коробка передач. Оснащение кондиционером, электростеклоподъемниками, гидроусилителем руля и радиприемником не предусматривается. Зато у автомобиля будут дисковые передние тормоза. Приборная панель предельно лаконична - спидометр, показатель топлива в баке и индикатор масла. Ко всему прочему двигатель автомобиля расположен в задней части, а по выхлопу выполняет европейский стандарт «Евро-4». В коммерческом успехе новой модели Ратан Тата не сомневается. Его компания намерена выпускать до полумиллиона таких автомобилей в год. Кроме того, уверяет глава концерна, машина прошла все необходимые крэш-тесты и соотвествует международным нормам по безопасности. Так что, по словам Ратана Таты, микрокар будет поставляться и на экспорт. Большинство экспертов полагают, что в данном случае имеются в виду, прежде всего, страны Азии. Что касается развитых индустриальных стран, то там шансов на сбыт такого автомобиля немного. Достаточно вспомнить недавние безуспешные попытки китайских фирм продвинуть свои модели на немецком рынке. Речь, конечно, идет о сравнительно дешевых и отнюдь не сверхбюджетных автомобилях. Самой главной препоной на пути китайских моделей к европейскому потребителю оказались здешние высокие требования по безопасности.
И в заключение выпуска – победные реляции коцерна Volkswagen. В прошлом году ему удалось продать в Китае рекордное число автомобилей - более 910 тысяч. На долю крупнейшего немецкого автопроизводителя приходится 18 процентов авторынка Поднебесной. А на нынешний олимпийский год у Винфрида Валанда, шефа китайского подразделения –„Фольксагена“, особые планы:
2008 год у нас пройдет на манер Олимпийских Игр под девизом Strive for the gold medal! – Борись за золотые медали! Мы хотим завоевать золото в такой дисциплине, как охрана окружающей среды. Мы намерены стать самым экологичным автопроизводителем Китая. Мы поставили себе амбизиозные планы – перевалить за отметку «миллион проданных машин в год».
Растущий гигантскими темпами китайский рынок постоянно требует появления новых моделей. Volkswagen подретушировал пару своих продуктов, подогнав их под китайский вкус. Фары стали другой формы и как будто придали автомобилям „смеющееся“ выражение лица. На панелях приборов появилось больше различных „мигалок“, снаружи автомобилям добавили хромированного декора. В этом году на китайском рынке появится модель Cross-Polo, а минивэн Turan подвергнется косметической операции. Но самое главное:
На Пекинском автосалоне в середине апреля мы покажем две абсолютно новые модели, созданные в Китае специальо для китайцев.
Грядущие Олимпийские игры также будут способствовать успеху концерна, ведь он выступает в роли национального спонсора. Так, например, сопровождать Олимпийский огонь на пути в Пекин будут в общей сложности пять тысяч автомобилей от „Фольксвангена“. Игры для концерна – важная часть стратегии, говорит Вифрид Валанд:
Мы стали еще известнее, наш имидж существенно улучшился. Выигрыш от олимпийского спонсорства можно подтвердить конкретными фактами.
Тем не менее, в последнее время немецкому автогиганту доставляют все больше хлопот местные китайские производители, отвовевывающие год от года все большую долю столь привлекательного рынка. В том, что в будущем несколько китайских марок станут влиятельными игроками на мировом авторынке, глава китайского отделения „Фольксвагена“ Винфрид Валанд не сомневается:
Нет ничего удивительного в том, что китайский автопром растет. В настоящий момент контролируемая ими доля рынка составляет 27 процентов. Расширять свое присутствие на рынке будут как китайские производители, так и наш концерн. Я прогнозирую где-то 30-40 процентов в каждом случае.